Содержание

Проект РНФ №22-28-00775

«Медиатизированная модель советского общества в детской периодике»

 

Аннотация проекта 

Проект направлен на получение новых знаний о дискурсивных практиках советского времени, в частности о дискурсивном моделировании советского общества в детской периодике. Качество детской периодики определялось тем, что её функции не сводились к развлекательной – она решала целый ряд воспитательных задач, представляя ребенку модель общества, членом которого он являлся. Характер этой медийной модели советского общества, а также журналистские способы её создания являются объектом исследования в данном проекте. Фундаментальная проблема состоит в осмыслении советского опыта медийных практик детской периодики в их связи с государственной политикой СССР. В условиях заданных идеологических рамок СМИ выступали посредником между органами власти, с одной стороны, и детской читательской аудиторией, с другой. Идеальная модель общества и страны, основанная на принципиальных государственных ориентирах и стратегических политико-правовых документах, получала медийное преломление. В связи с этим основная цель исследования – на основе анализа детской периодики 1970–1980-х годов построить медиатизированную (опосредованную медиа) модель советского общества и определить характер социального взаимодействия в треугольнике «государство – детские СМИ – детская аудитория». Ожидаемыми результатами проекта будут инновационные модели: модель советского общества и народа в детской периодике 1970–1980-х гг.; модель взаимодействия между тремя обозначенными субъектами социальных практик. Актуальность исследования и обозначенной научной проблемы обусловлена как повышенным интересом к наследию советской эпохи и специфике социальных практик в СССР, так и междисциплинарным характером проекта, объединяющим исторический поход с методами функциональной парадигмы изучения языка и других семиотических ресурсов.  Предлагаемый проект способствует развитию таких областей знания, как отечественная история, социология, журналистика, критический дискурс-анализ, семиотика, социолингвистика, аксиологическая лингвистика.

Ключевые слова: дискурс, дискурсивные практики, общество, государство, СССР, СМИ, детская периодика, ценности, аксиология.

 

Аннотация результатов за 2022 год 

  В ходе первого года выполнения проекта проведена подготовительная теоретическая работа,  подготовлена методологическая и эмпирическая база исследования, а также проведен многоаспектный анализ части собранного материала. Изучена релевантная отечественная и зарубежная литература, посвященная разным аспектам советских социальных практик. Литература  систематизирована с точки зрения существующих подходов к изучению медийных практик советской эпохи и определения их потенциала для осмысления способов трансляции советских ценностей и образцов культуры. Изучены основные стратегические документы, определяющие политику КПСС в 1970-80-е годы, включая тексты Устава и Программ КПСС (1961, 1986), Конституций СССР (1936, 1977), документов, регулирующих деятельность советских молодежных и детских организаций. Выявлены характеристики социально-исторического периода, которые включали господство марксистско-ленинской идеологии, ряд идеологических доминант официального партийного дискурса,  продолжающееся противостояние двух моделей цивилизационного развития  – западной и советской, закрепление руководящей роли КПСС и снижение степени репрессивности внутренней политики, экономический курс на повышение уровня жизни населения. Политика в сфере образования и воспитания молодежи определялась  государственной идеологией. Официальные партийные документы создавали положительный образ государства и общества, не проблематизируя нарастающие вызовы.

    Проведена методологическая работа, определяющая состоятельность базы исследования. Уточнен категориальный и аналитический аппарат исследования, которое выполняется в русле социального конструкционизма с акцентом на «позитивную пропаганду» СМИ, т.е. стратегических действий, которые оказывают положительное воздействие на общество. Предложено определение категории «дискурсивная модель»), определена исследовательская ниша. Аналитический аппарат, охватывающий жанры, топосы, дискурсивные стратегии, тактики, идеологемы, языковые средства (лексические и грамматические), мультимодальные компоненты, использован в ходе анализа собранного эмпирического материала (материал журналов «Пионер» и «Костер» за 1970-80-е гг.).

  В ходе анализа эмпирического материала установлены следующие принципы и закономерности организации медиатизированной модели советского общества в детской периодике. Материал журналов можно систематизировать и представить в виде нескольких укрупненных тематических направлений, среди которых приоритетными являются «История», «Образование и воспитание», «Межличностные отношения, качества человека», «Спорт», «Природа», «Досуг», «Культура, литература, искусство», «Политика и международные отношения», «Семья», «Труд и профессии», «Наука», «Детские и молодежные организации». Каждое укрупненное тематическое направление включает несколько подтем, построенных вокруг ряда ценностей, включая ценности исторической памяти, патриотизма, героизма. Тематика журнальных материалов также в значительной мере определяется текущим социально-политическим контекстом и происходящими в мире взрослых событиями (Олимпиада-80, строительство БАМ). Способы создания репрезентаций советского государства и его народа охватывают разнообразные жанровые формы, как художественные, так и нехудожественные: рассказы, воспоминания, записки, письма, документальные повести, песни, стихотворения, официальные документы, статьи, беседы, советы, размышления, фельетоны и др. Для репрезентации разных аспектов советского общества применяется свой «набор» жанров. Предложена классификация развлекательных жанров журнала в зависимости от специфики их коммуникативной направленности. Выделены основные типы публикаций о чтении и литературе с точки зрения тематики, проблематики и жанровой организации:

     В материале выявлен ряд рекуррентных топосов, трактуемых как аксиологически нагруженные смысловые доминанты, получающие вербальное выражение в тексте и способствующие созданию репрезентаций действительности. Они включают топосы труда, Родины, единства, стремления к светлому будущему, родительского авторитета, взаимопомощи, морали, патриотизма, государственной заботы о детстве, взаимовыручки и актуализируются преимущественно при помощи лексических средств языка.

   Коммуникативное взаимодействие между журналом и читательской аудиторией выстраивается разными средствами диалогичности. Взаимодействие взрослого и ребенка может быть выстроено как монологическое произведение, однако элементы диалогизации (формы обращения, местоимения 2 лица), разговорная лексика и разговорный синтаксис (парцеллированные предложения, коммуникативы, маркеры сомнения, многочисленные метатекстовые элементы, предложения с союзом и в инициальной позиции) создают эффект живого разговора. Коммуникативное взаимодействие также выстраивается посредством ряда стратегий: положительно-оценочной стратегии, отрицательно-оценочной стратегии, прецизионной стратегии, стратегии эмоционализации, стратегии амбивалентной репрезентации. Они применяются для репрезентации разных аспектов советского общества (гендерные отношения,  спортивная жизнь, международные отношения) и имеют целью создание аксиологически нагруженных репрезентаций советского общества.

   Рассмотрена роль отдельных языковых средств в создании модели советского общества. Специфическим языковым средством репрезентации общественной жизни СССР являются топонимы. Топонимы обладали не только денотативным значением, но и несли дополнительные ценностные ассоциации, имплицитно фиксируя важные события и смыслы советской жизни. Другим средством создания смыслов выступают идеологемы, используемые при обсуждении как исторической, так и современной тематики. Популярной идеологемой выступает имя В.И. Ленина, оторванное от реального человека и превратившееся в лейбл для мифологизированного исторического персонажа, наделенный идеологическими коннотациями. С другой стороны, изученный материал позволяет говорить о тенденции де-идеологизации в детской периодике, состоящей  в снятии излишних идеологических акцентов, характерных для взрослой жизни, и перенос внимания юного читателя на общечеловеческие ценности.

   Конкретные результаты первого года работы включают публикацию по теме проекта 5 статей, индексируемых в зарубежных базах данных, в том числе 2 статьи WoS/Scopus; публикацию 11 статей РИНЦ; публикацию 2 тезисов по материалам конференций; 1 публичную лекцию и ее запись; апробацию результатов исследования на 7 научных конференциях (11 докладов); функционирующий сайт с актуальной информацией, посвященной реализации проекта с разделами:

     Участники проекта: https://dep_english.pnzgu.ru/RNF/participants

     Содержание проекта: https://dep_english.pnzgu.ru/RNF/content

     Список публикаций: https://dep_english.pnzgu.ru/RNF/publications

     Участие в конференциях: https://dep_english.pnzgu.ru/RNF/conferences

     Сертификаты за участие в конференциях: https://dep_english.pnzgu.ru/RNF/certificates

 

Аннотация результатов за весь период (2022 - 2023)

В ходе подготовительного этапа была изучена релевантная отечественная и зарубежная литература об устройстве советского общества в 1970-1980-е гг., функционировании СМИ в советском государстве, истории советской детской печати, включая журналы «Пионер» и «Костёр». Освоенная литература была систематизирована с точки зрения существующих подходов к изучению медийных практик советской эпохи и определения их потенциала для осмысления способов трансляции советских ценностей. Задача установления корреляции между политикой КПСС и собственно медийными репрезентациями определила необходимость изучения таких правовых и стратегических документов, определяющих государственную политику в 1970-1980-е годы, как Конституция СССР, Программы КПСС (1961, 1986), Материалы XXV, XXVI, XXVII съездов КПСС. Были выявлены основные тенденции и реалии внутренней и внешней политики советского государства, определявшие состояние советского общества, в том числе в аспекте их влияния на воспитание детей посредством СМИ.
Для анализа был собран корпус текстов журналов «Пионер» и  «Костёр» за 1970-1989 гг., объемом 490398 и 515716 словоупотреблений для каждого журнала соответственно, потенциал которого может быть использован в дальнейшем для других исследовательских задач.
В ходе аналитического этапа исследователи разработали и применили четырехуровневую методику анализа  материала, охватывающую анализ на уровнях: структурно-содержательном (набор рубрик и жанров, принципы их расположения, интертекстуальные связи между различными материалами); тематико-ценностном (выделение ключевых тем и аксиологических центров коммуникации); коммуникативно-стратегическом (выделение жанров, стратегий, тактик); уровне отдельных языковых и визуально-семиотических средств, рассматриваемых как взаимодополняющие компоненты. Качественный анализ был дополнен количественными подсчетами. Такой подход позволил получить новое знание о дискурсивном моделировании советского общества в детской периодике и осмыслить советский опыт медийных практик детской периодики в их связи с государственной политикой СССР. Решены все поставленные задачи и достигнута основная цель исследования – на основе анализа детской периодики 1970–1980-х годов построить медиатизированную (опосредованную медиа) модель советского общества и определить характер социального взаимодействия в треугольнике «государство – детские СМИ – детская аудитория».
Установлено, что советские журналы для детей «Пионер» и  «Костёр» предлагали нормативную модель советского общества, соответствующую концепции партии об эпохе развитого социализма. Как основные компоненты модели общества были заявлены институты власти, люди, ценности, события и география страны. Все компоненты модели общества медиатизировались определенным набором дискурсивных средств с учетом детской аудитории. Каждый из выявленных компонентов был изучен посредством разработанной четырехуровневой методики, что позволило получить ряд научно обоснованных выводов о моделировании общества в советской детской периодике.
Журналы представляли читателю репрезентации институтов власти, средствами медиатизации которых выступали идеологемы, лозунги, призывы, группа ритуальных жанров властной коммуникации. При отборе идеологем упор делался на ключевые, апеллирующие к детскому опыту и экзистенциальной практике идеологемы. В предложенной модели общества люди выступали как представители обобщенной категории «советский человек», а обязательной характеристикой человека была заявлена трудовая деятельность: люди получали репрезентации и номинации на основе признака трудовой деятельности. Социальное многообразие граждан СССР медиатизировалось не только посредством лексики с семантикой профессий, трудовых действий и наград, но и посредством этнонимов, соционимов, антропонимов, персонализирующих категорию «советский человек».
В материале были выявлены взаимосвязанные тематические блоки ключевых ценностей: история, образование и воспитание, труд, наука, межличностные отношения, физическая культура и спорт, культура, природа, международные отношения, межэтнические отношения. К специфическим для детского мира ценностям отнесены ценность школьного образования и учебы, дружбы в детском коллективе, сочувствия ровеснику, детского творчества, гордость за подвиги старших членов семьи. Средства медиатизации аксиологических установок различались в зависимости от тематической направленности, однако все они были направлены на включение советских школьников в общегосударственный ценностный контекст.
Детские журналы предъявляли репрезентации наиболее значимых для страны событий, как исторических, так и текущих. Были установлены основные типы представленных событий, определены средства их медиатизации для детей. Показано, что  формы медиатизации событий охватывали ряд хронотопов и жанров, номинации событий и их участников, лексемы с семантикой времени и места, топонимы и хрононимы, идеологемы, сложные семиотические комплексы, интертекстуальные связи. Все задействованные ресурсы включали школьников в общее событийное пространство, а также адаптировали картину взрослого мира для детской аудитории.
Репрезентации пространственного измерения страны были связаны с ее обширной территорией, а топонимы выступали основным средством медиатизации, конструируя пространственное единство и символизируя достижения советского народа как результат совместного труда. Названия ударных строек, месторождений, крупных промышленных предприятий и важных исторических и современных событий составляли «ментальную карту» страны.
Установлено, что в рассматриваемой медийной модели взрослые и дети показаны как члены одного общества, которые разделяют эпоху и пространство с характерными ценностями и социальными практиками, обусловленными формой государственного устройства и государственной политикой. Таким образом, дискурсивно конструировалась включенность детства в контекст жизни взрослых и единство ценностного и общественно-политического пространственно-временного континуума.
Таким образом, выстроены медиатизированная модель общества  и модель взаимодействия в треугольнике «государство - СМИ – дети», которая определялась тем, что государство регулировало деятельность средств массовой информации, в том числе ориентированных на детскую аудиторию, посредством юридических, политико-правовых и политических актов, определяющих актуальные для общественно-политического строя ценности и установки. В свою очередь детские СМИ транслировали эти установки своей аудитории, представляя в адаптированном для детей виде модель общества. Диалогический характер детских СМИ обеспечивал ответную вовлеченность детей в коммуникативные практики. В ответ на запрос СМИ читатели также становились полноценными акторами пропагандируемых в СМИ социальных практик.

Результаты проведенного исследования апробированы на 12 научных конференциях в России и Беларуси, 2 публичных лекциях, интерактивном семинаре, просветительском мероприятии, изложены в 30 научных статьях, в том числе 6 статьях в журналах WoS/Scopus, а в систематизированном и структурированном виде -  в монографии «Медиатизированная модель советского общества в журналах “Пионер” и “Костёр” (1970-1980-е гг.)» (Пенза, Изд-во ПГУ, 2023). Проект полностью завершен и может способствовать развитию новых концепций и аналитических схем, применимых к феномену печати как инструмента конструирования общественных отношений.

 
Информация о реализации проекта размещена на сайте кафедры
 
Участники проекта: https://dep_english.pnzgu.ru/RNF/participants
Содержание проекта: https://dep_english.pnzgu.ru/RNF/content
Список публикаций: https://dep_english.pnzgu.ru/RNF/publications
Участие в конференциях: https://dep_english.pnzgu.ru/RNF/conferences
Сертификаты за участие в конференциях: https://dep_english.pnzgu.ru/RNF/certificates
Мероприятия: dep_english.pnzgu.ru/RNF/events

 

Дата создания: 05.05.2022 13:29
Дата обновления: 03.12.2023 17:22