Содержание

Проект РНФ №22-28-00775

«Медиатизированная модель советского общества в детской периодике»

 

Аннотация проекта 

Проект направлен на получение новых знаний о дискурсивных практиках советского времени, в частности о дискурсивном моделировании советского общества в детской периодике. Качество детской периодики определялось тем, что её функции не сводились к развлекательной – она решала целый ряд воспитательных задач, представляя ребенку модель общества, членом которого он являлся. Характер этой медийной модели советского общества, а также журналистские способы её создания являются объектом исследования в данном проекте. Фундаментальная проблема состоит в осмыслении советского опыта медийных практик детской периодики в их связи с государственной политикой СССР. В условиях заданных идеологических рамок СМИ выступали посредником между органами власти, с одной стороны, и детской читательской аудиторией, с другой. Идеальная модель общества и страны, основанная на принципиальных государственных ориентирах и стратегических политико-правовых документах, получала медийное преломление. В связи с этим основная цель исследования – на основе анализа детской периодики 1970–1980-х годов построить медиатизированную (опосредованную медиа) модель советского общества и определить характер социального взаимодействия в треугольнике «государство – детские СМИ – детская аудитория». Ожидаемыми результатами проекта будут инновационные модели: модель советского общества и народа в детской периодике 1970–1980-х гг.; модель взаимодействия между тремя обозначенными субъектами социальных практик. Актуальность исследования и обозначенной научной проблемы обусловлена как повышенным интересом к наследию советской эпохи и специфике социальных практик в СССР, так и междисциплинарным характером проекта, объединяющим исторический поход с методами функциональной парадигмы изучения языка и других семиотических ресурсов.  Предлагаемый проект способствует развитию таких областей знания, как отечественная история, социология, журналистика, критический дискурс-анализ, семиотика, социолингвистика, аксиологическая лингвистика.

Ключевые слова: дискурс, дискурсивные практики, общество, государство, СССР, СМИ, детская периодика, ценности, аксиология.

 

Аннотация результатов за 2022 год 

  В ходе первого года выполнения проекта проведена подготовительная теоретическая работа,  подготовлена методологическая и эмпирическая база исследования, а также проведен многоаспектный анализ части собранного материала. Изучена релевантная отечественная и зарубежная литература, посвященная разным аспектам советских социальных практик. Литература  систематизирована с точки зрения существующих подходов к изучению медийных практик советской эпохи и определения их потенциала для осмысления способов трансляции советских ценностей и образцов культуры. Изучены основные стратегические документы, определяющие политику КПСС в 1970-80-е годы, включая тексты Устава и Программ КПСС (1961, 1986), Конституций СССР (1936, 1977), документов, регулирующих деятельность советских молодежных и детских организаций. Выявлены характеристики социально-исторического периода, которые включали господство марксистско-ленинской идеологии, ряд идеологических доминант официального партийного дискурса,  продолжающееся противостояние двух моделей цивилизационного развития  – западной и советской, закрепление руководящей роли КПСС и снижение степени репрессивности внутренней политики, экономический курс на повышение уровня жизни населения. Политика в сфере образования и воспитания молодежи определялась  государственной идеологией. Официальные партийные документы создавали положительный образ государства и общества, не проблематизируя нарастающие вызовы.

    Проведена методологическая работа, определяющая состоятельность базы исследования. Уточнен категориальный и аналитический аппарат исследования, которое выполняется в русле социального конструкционизма с акцентом на «позитивную пропаганду» СМИ, т.е. стратегических действий, которые оказывают положительное воздействие на общество. Предложено определение категории «дискурсивная модель»), определена исследовательская ниша. Аналитический аппарат, охватывающий жанры, топосы, дискурсивные стратегии, тактики, идеологемы, языковые средства (лексические и грамматические), мультимодальные компоненты, использован в ходе анализа собранного эмпирического материала (материал журналов «Пионер» и «Костер» за 1970-80-е гг.).

  В ходе анализа эмпирического материала установлены следующие принципы и закономерности организации медиатизированной модели советского общества в детской периодике. Материал журналов можно систематизировать и представить в виде нескольких укрупненных тематических направлений, среди которых приоритетными являются «История», «Образование и воспитание», «Межличностные отношения, качества человека», «Спорт», «Природа», «Досуг», «Культура, литература, искусство», «Политика и международные отношения», «Семья», «Труд и профессии», «Наука», «Детские и молодежные организации». Каждое укрупненное тематическое направление включает несколько подтем, построенных вокруг ряда ценностей, включая ценности исторической памяти, патриотизма, героизма. Тематика журнальных материалов также в значительной мере определяется текущим социально-политическим контекстом и происходящими в мире взрослых событиями (Олимпиада-80, строительство БАМ). Способы создания репрезентаций советского государства и его народа охватывают разнообразные жанровые формы, как художественные, так и нехудожественные: рассказы, воспоминания, записки, письма, документальные повести, песни, стихотворения, официальные документы, статьи, беседы, советы, размышления, фельетоны и др. Для репрезентации разных аспектов советского общества применяется свой «набор» жанров. Предложена классификация развлекательных жанров журнала в зависимости от специфики их коммуникативной направленности. Выделены основные типы публикаций о чтении и литературе с точки зрения тематики, проблематики и жанровой организации:

     В материале выявлен ряд рекуррентных топосов, трактуемых как аксиологически нагруженные смысловые доминанты, получающие вербальное выражение в тексте и способствующие созданию репрезентаций действительности. Они включают топосы труда, Родины, единства, стремления к светлому будущему, родительского авторитета, взаимопомощи, морали, патриотизма, государственной заботы о детстве, взаимовыручки и актуализируются преимущественно при помощи лексических средств языка.

   Коммуникативное взаимодействие между журналом и читательской аудиторией выстраивается разными средствами диалогичности. Взаимодействие взрослого и ребенка может быть выстроено как монологическое произведение, однако элементы диалогизации (формы обращения, местоимения 2 лица), разговорная лексика и разговорный синтаксис (парцеллированные предложения, коммуникативы, маркеры сомнения, многочисленные метатекстовые элементы, предложения с союзом и в инициальной позиции) создают эффект живого разговора. Коммуникативное взаимодействие также выстраивается посредством ряда стратегий: положительно-оценочной стратегии, отрицательно-оценочной стратегии, прецизионной стратегии, стратегии эмоционализации, стратегии амбивалентной репрезентации. Они применяются для репрезентации разных аспектов советского общества (гендерные отношения,  спортивная жизнь, международные отношения) и имеют целью создание аксиологически нагруженных репрезентаций советского общества.

   Рассмотрена роль отдельных языковых средств в создании модели советского общества. Специфическим языковым средством репрезентации общественной жизни СССР являются топонимы. Топонимы обладали не только денотативным значением, но и несли дополнительные ценностные ассоциации, имплицитно фиксируя важные события и смыслы советской жизни. Другим средством создания смыслов выступают идеологемы, используемые при обсуждении как исторической, так и современной тематики. Популярной идеологемой выступает имя В.И. Ленина, оторванное от реального человека и превратившееся в лейбл для мифологизированного исторического персонажа, наделенный идеологическими коннотациями. С другой стороны, изученный материал позволяет говорить о тенденции де-идеологизации в детской периодике, состоящей  в снятии излишних идеологических акцентов, характерных для взрослой жизни, и перенос внимания юного читателя на общечеловеческие ценности.

   Конкретные результаты первого года работы включают публикацию по теме проекта 5 статей, индексируемых в зарубежных базах данных, в том числе 2 статьи WoS/Scopus; публикацию 11 статей РИНЦ; публикацию 2 тезисов по материалам конференций; 1 публичную лекцию и ее запись; апробацию результатов исследования на 7 научных конференциях (11 докладов); функционирующий сайт с актуальной информацией, посвященной реализации проекта с разделами:

     Участники проекта: https://dep_english.pnzgu.ru/RNF/participants

     Содержание проекта: https://dep_english.pnzgu.ru/RNF/content

     Список публикаций: https://dep_english.pnzgu.ru/RNF/publications

     Участие в конференциях: https://dep_english.pnzgu.ru/RNF/conferences

     Сертификаты за участие в конференциях: https://dep_english.pnzgu.ru/RNF/certificates

Дата создания: 05.05.2022 13:29
Дата обновления: 30.11.2022 18:51